Версия сайта
для слабовидящих

Консультация для родителей: "Успех на кончиках пальцев"

  пт., 12.08.2022

Как и зачем развивать мелкую моторику рук

Не редки случаи, когда в первом классе школы у многих детей становятся очевидны проблемы с развитием руки: не идет становление почерка, дети не любят и отказываются писать, у них быстро устают кисть и пальцы.

Это связано с тем, что с самого рождения родители не уделяли должного и правильного внимания развитию функциональности руки, которая необходима для дальнейшего владения письмом и нормальной бытовой деятельности. В чем заключается взаимосвязь между интеллектом — эмоциональным, ментальным, физическим — и мелкой моторикой?

Что от чего зависит

Центры речи в коре головного мозга человека тесно связаны с моторными центрами пальцев. Через мозолистое тело они соединяются друг с другом посредством нейронных связей, формируя и укрепляя которые, можно способствовать развитию мозга.

Когда один центр, например движения руки, работает, и при этом человек испытывает положительные эмоции, вникает в смысл того, что происходит с его рукой, что она делает, то такие мощные связки дают толчки развитию мозга и закрепляют нейронные связи. А они обеспечивают очень хорошую базу, на которую эффективно настраивается учебная деятельность.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или мелкой моторики. По умелости детских рук можно сделать вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга.

На руке находятся биологически активные точки нашего организма. Уровень развития речи детей зависит от степени «сформированности» тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.

Разные умения

Важно развивать и функциональность руки, и мелкую моторику. За первое отвечает левое полушарие мозга. Правшам хорошо удаются крупные движения, но труднее дается письмо и дольше осваиваются упражнения, связанные с мелкой моторикой. Потому что левое полушарие отвечает за крупную моторику.

Для левшей существуют отдельные специфические упражнения, которые помогают достигать гармонии, находить баланс между обеими руками и делать их более управляемыми.

Функциональность руки развивается, когда, например, ребенок ест, надевает одежду и обувь, самостоятельно причесывается.

Навыки мелкой моторики проявляются в рисовании (как правильно держать кисть, карандаш), собирании конструктора, мозаики, в лепке и т. п.

На что обратить внимание

Основными рабочими пальцами при любой деятельности являются большой, средний и указательный. Эти три пальца составляют так называемую социальную зону руки. Здесь начинается противоречие и парадокс: практически вся деятельность, которая предлагается ребенку в дошкольном детстве и с которой ребенок сталкивается, направлена на развитие трех пальцев. Но если говорить про мелкую моторику и развитие функциональности руки, то для них необходимо участие всех пальцев! Только тогда происходит правильное развитие рук.

При тренировке только трех пальцев социальной зоны руки часто случаются писчие спазмы: дети отказываются писать и говорят, что им больно. Подобное происходит в тех случаях, когда «воспитываются» только три пальца, а мизинец и безымянный исключены из деятельности. В такой ситуации нарушаются мышечные соединения, и рука испытывает дискомфорт.

Задача развития мелкой моторики и функциональности руки заключается в том, чтобы каждый палец был задействован в процессе.

Какими должны быть игры и упражнения

Как правильно подобрать необходимый материал для развития мелкой моторики и функциональности руки? Правил всего четыре, но все они должны присутствовать в пальчиковой игре или упражнении.

  1. Сжатие — разжатие (все десять пальцев сжимаются и разжимаются).
  2. Изолированное движение каждого пальца (все они попеременно должны быть задействованы в процессе).
  3. Растяжение (из сжатого кулака необходимо поочередно распрямлять каждый палец).
  4. Расслабление. Это самое важное правило, оно должно выполняться неукоснительно.

Когда соблюдается весь комплекс правил, тогда рука целиком включается в деятельность — и происходит развитие.

Вечная классика

«Сорока-ворона» и «Ладушки» — русские народные пальчиковые игры, которые относятся к этнопедагогике и этнопсихологии, про которые многие даже не задумываются. А между тем это игры, которые включают в себя все необходимые элементы для получения не только каких-то отдельных навыков или умений, — они благотворно влияют на развитие ребенка в целом, знакомят его с нормами и правилами жизни.

Немногие знают концовку игры «Сорока-ворона», а ведь именно в ней скрыт весь смысл игры.

Сорока-ворона кашу варила (круговые движения по ладони указательным пальцем), деток кормила.

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала (по очереди разгибаем мизинец, безымянный, средний, указательный пальцы, а большой загибаем):

— Ты дров не рубил, воду не носил, кашу не варил.

— Кашу ты не получишь.

— Так и знай наперед: здесь водичка холодненька (потереть своим пальцем запястье ребенка), здесь водичка тепленька (подняться по предплечью), здесь водичка горяченька (потереть пальцем по локтю), здесь кипяток (потереть плечо), а здесь щекоток (пощекотать ребенка подмышкой).

Такое продолжение игры приводит не только к эмоциональному подъему, но и к телесной коммуникации ребенка и взрослого. Это очень важно для укрепления детско-родительских отношений и фиксирования обучающего и развивающего воздействия игры.

Еще одна известная всем игра — это «Ладушки».

— Ладушки-ладушки, где были? — У бабушки.

— А что ели?  Кашку.

— А что пили?  Бражку.

Полетели-полетели, на головку сели!

Несмотря на то что движения в этой игре очень простые, тем не менее и в ней есть особый скрытый смысл. Обратите внимание, что хлопки в ладоши происходят точно посередине тела. Для чего это нужно? Как ни странно, «Ладушки» необходимы ребенку, для того чтобы овладеть ходьбой.

Ребенок начинает ходить, когда ощущает себя хозяином своего тела. Для этого ему нужно ощутить его симметричность. Появлению данного ощущения способствует игра в «Ладушки».

Классические, проверенные веками пальчиковые игры сочетают в себе все факторы, необходимые для гармоничного развития личности ребенка. Именно в подобной комбинаторности и заключена их ценность.

Информацию подготовила Дружкова Л.А. старший воспитатель филиала    МАУ ДО   "Сорокинский центр развития ребенка детский сад №1" -  "Пинигинский детский сад",  региональный консультант службы "Точка опоры"

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: