Уважаемые родители предлагаю вашему вниманию консультацию по теме: "Особенности межполушарного развития детей дошкольного возраста".
Мозг хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтень
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:
- доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
- доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
- отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
Специализация полушарий мозга в процессе интеллектуальной деятельности
левое полушарие
речь
словесный слух
абстрактное (понятия)
способность к анализу детализирование
выстраивание алгоритмов
оперирование фактами, деталями, символами
словесное кодирование цветов (специальные и предметно соотнесенные названия)
правое полушарие
интонационная выразительность
образное слуховое восприятие
конкретное (признаки объектов)
работа по многим каналам
целостное
творческие возможности
интуиция
способность к адаптации
словесное кодирование основных цветов (простые названия)
жесткие связи:
предмет-цвет
цвет-слово
слово-цветной образ мира образное
В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных.
Этапы формирования межполушарного взаимодействия
Нормальная психическая деятельность предполагает совместную работу обоих полушарий головного мозга.
Формирование совместной работы полушарий мозга проходит ряд этапов.
I этап (от внутриутробного периода до 2-3 лет) появляются связи правого и левого полушария стволового уровня, другими словами, этот уровень взаимодействия обеспечивает совместную регуляцию движения, дыхания, биения сердца, пищеварения, сна.
II этап (от 3 до 7-8 лет) характеризуется активизацией нервных волокон, осуществляющих взаимодействие между полушариями и играющих важную роль в обеспечении зрительной, слуховой, кинестетической (полисенсорной), слухо-моторной и зрительно-моторной, эмоционально-мотивационной интеграции.
III этап (от 7 до 12-15 лет) - формируется межполушарное взаимодействие на уровне лобных долей. В этом возрасте формируются связи полушарий через мозолистое тело (толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария).
Половая специфика развития полушарий головного мозга
Мальчики
- На 2-3 месяца позже начинают ходить
- На 4-6 месяцев позже начинают говорить
- Асимметрия мозга развивается раньше (к 6 годам)
- Острота слуха до 8 лет выше
- Игры опираются на дальнее зрение(все пространство)
- Больше ориентированы на информацию
- Задают вопросы ради получения конкретного ответа
- Смотрят в парту, в сторону, перед собой
- Врабатываются долго
- Лучше выполняют поисковую деятельность
- Выдвигают новые идеи
- Превосходят в видеопространственных умениях
- Специализация правого полушария в отношении пространственных функций есть к 6 годам
- Кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор
- При утомлении больше страдают левополушарные процессы
- Число соединяющих два полушария нервных волокон (комиссур) меньше
- Труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в левом и правом полушариях
- Избирательно включается в мыслительные процессы левое или правое полушарие
- Более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме
- Медленнее созревает левое полушарие
- В детстве более правополушарные, чем девочки
Девочки
- Рождаются более зрелыми на 3-4 недели
- Диффузность полушарий до 13 лет
- Более чувствительны к шуму
- Игры опираются на ближнее зрение (перед собой)
- Более конформны и внушаемы
- Превосходят по вербальным способностям
- Больше ориентированы на отношения между людьми
- Задают вопросы ради установления контакта со взрослыми
- Смотрят в лицо, ждут одобрения
- Быстро набирают оптимальный уровень работоспособности
- Лучше выполняют задачи неновые, типовые, шаблонные
- Превосходят в речевых заданиях
- Специализация правого полушария в отношении пространственных функций – после 13 лет
- В ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга
- При утомлении больше страдают правополушарные процессы
- Больше опираются на механическое запоминание
- Способность центров коры правого и левого полушарий вступать в межполушарные контакты выше
- Медленнее созревает правое полушарие
- До 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи
- Быстрее завершается развитие памяти.
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!
И. Соньер
Информацию подготовила Фёдорова Н.А.
региональный консультант службы «Точка опоры».