Версия сайта
для слабовидящих

Особое внимание к проблеме речевого развития у детей дошкольного возраста и детей ОВЗ

 «Особое внимание к проблеме речевого развития у детей дошкольного возраста и детей ОВЗ»   

           

Прекрасная речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, неторопливы.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е.Щукина

     Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

     Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит  общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

    Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.
     Развивая активный словарь, в своей работе использую игровые ситуации, чтение художественной литературы, читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Рассматривание иллюстраций разных художников помогает детям обращать внимание на характер изображения персонажей, их внешние данные. При анализе содержания сказки дети повторяют слова героев.


    Использую в своей практике речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.

   В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактические игры  закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении  высказываний, развивают объяснительную речь.

    Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т.д учат детей рассуждать, беседовать.

     В активный словарь детей ввожу названия предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняли  обобщенные понятия «игрушки», «одежда», «мебель», «овощи». Учили понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; составлять из слов словосочетания и предложения. Например, игры «какое что бывает», «что умеет делать... ветер, солнце и др.».

   Развиваю у детей представление о многозначности слова (идет… человек, автобус, часы, дождь, мультфильм). При ознакомлении с многозначными словами используем наглядные пособия (рисунки, иллюстрации). В играх «кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?», «Продолжи цепочку слов» ребенок учится давать толкование слова, словосочетания.

       Развивая связную речь, учу детей составлять небольшие рассказы по картинке и на темы из личного опыта. Описательные рассказы дети вначале составляли по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. В индивидуальном общении легче обучать детей составлению рассказов на темы из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни).           

    Мы учимся работать по мнемотехнике. Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Учимся составлять предложения по мнемотаблицам, такую работу я провожу индивидуально, пока нам дается это очень тяжело, но мы активно стараемся.  

   При формировании грамматического строя речи использую игры, где дети учатся образовывать формы глаголов в повелительном наклонении, отдавая поручения игрушкам, друзьям – спой, спляши, попрыгай. На занятиях и в свободное время дети выполняют упражнения на правильное понимание и употребление предлогов в, под, между, около. Проводим игры «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?». Игра «магазин» (на употребление названий предметов посуды, продуктов питания и т.д.). «Вы хотите? - Мы хотим» на спряжение глагола «хотеть» и др.

    Использую дыхательную гимнастику, пальчиковые игры.  Логоритмикея уделяю ежедневно много  времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий.

   Играем в сюжетно- ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей.

    В образовательный процесс по развитию речи активно использую интерактивную доску, включаю детям интерактивные игры, они так же направлены на развитие активного словаря, они хороши тем, что ребенок сам может выбрать подходящий ответ и проверить его, убедиться в решении, такие игры дети очень любят.

    Мной придумано и создано многофункциональное пособие по развитию речи «Сундучок-речевичок», в нем находятся самые разные дидактические игры, увлекательные занятия,  и многое другое. «Сундучок – речевичок» я использую в индивидуальной работе, с детьми или для работы с подгруппой детей.

  

Большая работа проводится с родителями воспитанников, разрабатываю консультации, провожу мастер-классы, беседую, подсказываю и т.д. помогаю родителям как можно больше быть компетентными в этом вопросе и помочь своим детям в домашних условиях овладеть правильной, красочной, выразительной речью, какие упражнения выполнять для автоматизации звуков.

Уважаемые родители и педагоги, в этом разделе я не только делюсь своим опытом но и предлагаю вам не сложные занятия, игры и материалы для развития речи ребенка!

Артикуляционная гимнастика

Стихи на автоматизацию звуков

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: