Версия сайта
для слабовидящих

Самообразование как профессиональное хобби

Тема самообразования

 « Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

 «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы».

 В.А. Сухомлинский.

Актуальность. Экологическое воспитание – это новое направление педагогики, которое является частью большой работы по ознакомлению детей с природой. Задача экологического воспитания – помочь малышам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание детей развить в них чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое на планете Земля. 

Приобщая детей к природе, мы развиваем и всестороннее развитие детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Основным содержанием моей работы по экологическому воспитанию является формирование осознанно-правильного отношения к явлениям и объектам природы, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Цель самообразования:

Повысить собственный уровень знаний по методической теме: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Стаж педагогической работы: 5 лет.

Когда начата работа над темой: октябрь 2017 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: май 2020 г.

Цель самообразования по теме: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Задачи самообразования:

  1. Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
  2. Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
  3. Учить понимать причинно - следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ. Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
  4. Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
  5. Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, к диким животным.
  6. Формировать представление о том, что человек - часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность - обязанность человека.

Форма самообразования: индивидуальная.

Форма отчета по проделанной работе: публикация статей в сетевых образовательных пространствах; участие в муниципальном конкурсе «Ярмарка педагогических идей»; проведение открытых дверей для педагогов и родителей; размещение разработок занятий и работ детей в сетевых образовательных пространствах; презентации; обобщение из опыта работы; отчет на педсоветах; провести анкетирование родителей; изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок; составить конспекты занятий, развлечений; создание развивающей экологической среды в группе.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение профессиональной компетентности и творческого потенциала в организации образовательного пространства.
  2. Внедрение в работу новых форм и методов воспитания и обучения детей.
  3. Улучшение условий для развития экологической культуры детей дошкольного возраста.
  4. Обогащение представлений детей о природе, формирование гуманного отношения к ней.
  5. Дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
  6. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей в семье.

План самообразования

на 2017-2018 учебный год

п/п

Тема

Сроки

Форма распространения опыта работы. Примечания

 

I этап — информационно-аналитический: изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования

 

1.1.

Изучение методической литературы по данной проблеме:

  1. О.А.Соломенникова

«Ознакомление с природой в д/саду»;

2.С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников»;

3.С.Н.Теплюк «Занятия на прогулке с малышами»; 4.И.В.Кравченко и Т.Л.Долгова «Прогулки в д/саду»;

5.Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром»;

6. П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»;

7. М. В. Лучич «Детям о природе»;

8. Н. А. Рыжова « Не просто сказки»

9.Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

10. П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»

11.В.Дрязгунова «Дидактические

игры для ознакомления детей с растениями».

В течение года

Приобретение пособий и дидактического материала.

 

2.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

В течение года

Подписка на печатные издания.

 

3.

Изучение опыта работы через использование:

1.Интернет-ресурсов;

2.Социальную сеть работников образования;

3.Международный образовательный портал.

В течение года

 

II. ЭТАП — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

 

Составление плана работы

Октябрь

Перспективный план работы

 

Анкетирование

Октябрь

Выявление уровня развития экологического воспитания в семье

 

Разработка занятий по экологии

 

В течение года

Составление конспектов с использованием ИКТ

 

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры

В течение года

При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний. При организации игровых досугов, экспериментирования.

 

Разработка экологического проекта «Маленький эколог». Тема «Лесные жители нашего края»

Ноябрь - декабрь

Выступление на педагогическом совете. Публикации в СМИ

 

НОД «Чудесная вода»

 

Январь

Приложение к отчету о проделанной работе

 

Прогулка – наблюдение

«В гостях у природы»

 

Февраль

Фотоотчет

 

Консультации для родителей

 

Март-апрель

Папка – передвижка на тему: «Экологические игры».

Стенд «Экология и мы!»

Буклет «Охраняй природу».

 

Конкурс рисунков «Экология в жизни ребенка»

 

Март - Апрель

 

Экологическое мероприятие для родителей

 

 

 

Самоанализ о проделанной работе.

 

Выступление на родительском собрании

«Экологическое воспитание детей в детском саду»

Апрель

Выступление на педагогическом совете

 

Конспект + фотоотчет

 

Проведение природоохранных акций в ДОУ.

 

 

 

Разработать карты мониторинга. Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

Май

Беседа с родителями

 

 

 

 

Обобщить опыт работы по организации  экологического воспитания дошкольников

 

«Природа – мир красоты и восторга».

Июнь, июль, август

Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов.

 

 

 

 

План самообразования

Срок реализации 2018-2019учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Форма отчётности

1

Изучение методической литературы по данной проблеме.

В течение года

Приобретение пособий.

2

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду», «Обруч»

В течение года

Подписка на печатные издания.

Практический этап

3

Разработать план работы по экологическому воспитанию.

Сентябрь

Календарно – тематическое планирование

4

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду.

Акция «Наши меньшие  друзья!»

5

Семинар  практикум «Юный эколог»

Октябрь

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей дошкольного образовательного учреждения, проведенного на базе МАУ ДО «СЦРР- детский сад №1»

 6

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для образовательной деятельности.

В течение года

Демонстрационный и раздаточный материал.

7

Показ открытого занятия для педагогов по ознакомлению с окружающим миром «Волшебница вода»

Ноябрь

Конспект образовательной деятельности

8

Акция «Спасем птиц» кормушки для птиц прогулочных участков ДОО

Декабрь - Январь

Привлечение родителей к выполнению кормушек для выставки.

9

«Природа и люди в русских волшебных сказках»

Февраль

Консультация для родителей.

10

Форум «Большая перемена» совместно с родителями «Профессия-эколог».

Мероприятие посвященное всемирному дню воды «Без воды нам не прожить»

Март

 

 

Март

Фотоотчёт.

 

 

Конспект НОД, фотоотчет о проведении мероприятия.

12

Выступление на РМО для воспитателей, отчет о проведении экологической маршрутной игры «Птицы – наши меньшие друзья в природе»

Апрель

Конспект + презентация.

14

Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород».

Май

Создание в группе мини огорода на подоконнике.

Отчет о проделанной работе.

Май

Самоанализ и подведение итогов.

 

План самообразования

На 2019-2020 учебный год

По решению родительского собрания в сентябре 2019 года, педагогом и родителями принято создание родительского клуба «Экологический патруль», где для родителей и детей будет проходить ряд мероприятий направленных на приобщение их к природе.

Экологический семейный клуб: "Экологический патруль"

Земля! Ты с каждым днѐм дороже…

Целебным воздухом дышу.

Простой сорву я подорожник

И к свежей ране приложу.

Твоим ручьям, кустам калины,

Земля, я не скажу «Люблю!»,

А просто встану на колени,

Из родника воды попью.

Г.Кондаков.

Паспорт семейного клуба

"Экологический патруль»

2019-2020 учебный год

Реквизиты утверждения: протокол родительского собрания №1 сентябрь 2019 год.

Цель и задачи семейного Клуба.

Цель: Создание системы экологического направления для детей и взрослых через организацию единого образовательного пространства ДОУ и семьи.

Задачи:

-Вовлекать членов клуба в природно-охранные акции в месячниках экологического образования.

-Организовывать эколого-ориентированную деятельность семьи.

-Способствовать организации эколого-познавательного семейного досуга в природе.

-Приобщать родителей к участию в жизни ДОУ путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы.

-Расширять и восстанавливать воспитательный потенциал семьи.

-Активизировать включение родителей в процесс социального воспитания детей.

- Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

Символика клуба:

Эмблема:

 

Девиз: "Мы природу всю спасем ,ведь Земля наш общий дом!"

Речевка: Раз, два ,три ,четыре будем жить с природой в мире!

Пять, шесть, семь, восемь о ней заботится мы просим.

Тематическое планирование работы по направлению педагог – дети – родители; педагог- родители.

 

План мероприятий родительского клуба «Экологический патруль»

 

Название

Дата проведения

 

Разработка плана работы семейного клуба

Сентябрь

1

Посвящение воспитанников и родителей группы «Теремок» в экологический клуб «Экологический патруль»

Октябрь

2

Создание экологической библиотеки для родителей и детей на тему: «Экологические сказки».

Ноябрь

3

Участие детей в экологической акции «Мой чистый двор».

Изготовление кормушек для птиц в зимний период.

Декабрь

4

Проведение акции «Прикоснись к природе сердцем».

Январь

5

Поход с детьми и родителями на лыжную базу, общение с природой, катание на лыжах, бубликах, санках.

Февраль

6

 Изготовление скворечников семьями воспитанников.

Март

7

Конкурс рисунка для семей «Все чудесное - вокруг нас».

Апрель

8

Праздник для детей и родителей - «Сохранение природы в наших руках».

Май


Библиографический список литературы

1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.

2. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.

3. Вдовиченко, С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т.// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 121-122.

4. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.

5.Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Волосникова Т.В.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.16 - 20.

6. Воронкевич, О. А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.

7. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Горбунова Г.А.// Дошкольная педагогика. - 2005. - №6. - С.10 - 15.

8. Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника / Григорьева А. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - №6. - С. 44-45.

9. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: актуальные проблемы и приоритеты современной технологии / Зебзеева В. А.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 6-22.

10. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.

11. Лысов, А.А., Лысова, О.А. Каким должно быть современное экологическое образование и воспитание? // Начальная школа плюс До и После. 2013. -№ 12. С. 1-3.

12. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.

13. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2011. - 224 с.

14. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.

15. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.

16. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: