Нейропсихологические упражнения для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраставт., 18.01.2022С момента рождения и до 7 лет идёт активное созревание сенсорных систем ребёнка (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Чтобы они правильно "работали" необходимо, чтобы мозг качественно перерабатывал миллион ощущений, которые ежесекундно поступают в него. А поступают они не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития. Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи. Поэтому первые 7 лет жизни называют периодом СЕНСО-МОТОРНОГО развития. РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним. Внимание ребенка отвлекается от отрабатываемых в игровой форме когнитивных и моторных навыков, отработка их переводится на непроизвольный уровень, что дает ощущение легкости усвоения. Кроме того, внимание всех детей приковано к возможным ошибкам партнера (понижающим его шансы на выигрыш), что формирует собственный контроль – важнейшее условие преодоления трудностей в обучении. Игра широко использует не только вербальные, но и невербальные средства игровой деятельности, что обеспечивает для ребенка, в том числе и для ребенка с речевыми проблемами, возможность эффективного общения со сверстниками. Предоставляя условия для общения таким детям, можно помочь им раскрыть и преодолеть препятствия, блокирующие этот естественный процесс. Игровые формы коррекции эффективно способствуют формированию произвольной регуляции сначала игрового, а потом и общего поведения ребенка. Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
УПРАЖНЕНИЯ: • Упражнения на развитие переключаемости внимания. Взять любой текст, например, ненужный прошлогодний учебник. Задание для ребенка – обведи все буквы К в кружочек, а все буквы О зачеркни крестиком. Задача ребенка максимально быстро и правильно проработать эту страницу важно, чтобы ребенок сконцентрировано полноценно несколько минут этим занимался. Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей. • Сминаем двумя руками одновременно два листочка бумаги, а потом разглаживаем их. Упражнение выполняется навесу. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше. Чем меньше размер листочков бумаги, тем сложнее делать это упражнение. Это упражнение направлено на развитие внимания у ребенка. • Сложить руки в замок и крутить большие пальцы вокруг друг друга то в одну сторону, то в другую сторону. Упражнение выполняется максимально быстро. Ребенок должен сосредоточенно смотреть на большие пальцы. Это упражнение достаточно простое и помогает ребенку отдохнуть и восстановить уровень внимания. • Ребро – кулак – ладонь. Нейропсихологическое упражнение. Ребенку нужно запомнить три положения: ребро, кулак, ладонь. Если ребенок может быстро сделать одной рукой, то нужно подключать вторую руку. • Упражнение «Кулачок». Дыхательное упражнение. Вдох – максимально сильно сжимаем кулаки, выдох – разжимаем. • Рисование двумя руками «Треугольники, круги». За минуту ребенок рисует максимальное количество красивых кругов и треугольников. Можно усложнить одна рука рисует круги, другая – треугольники. • «Молчу — шепчу — кричу». Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом. Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно. • Упражнение «лиса и заяц». Показываем пальчиками разных рук лису и зайчика, но показать нужно так, чтобы лиса и заяц не встречались. • Упражнение «Цветочки». Кисти рук – цветочки (сложены бутончиком), пальцы – лепесточки. Лепесточки раскрываются в определенной последовательности. На правой руке – средний и безымянный палец, на левой – указательный и мизинец. Далее меняются положения пальцев. • Глазодвигательное упражнение «Восьмерки». Выполнять сначала левой рукой (активизируем правое полушарие), потом правой (активизируем левое полушарие), потом двумя руками одновременно (синхронизируем работу обоих полушарий). Упражнения, по мере усвоения, необходимо усложнять – делать максимально быстро, выполнять через хлопок, выполнять с закрытыми глазами (чтобы отключить зрительный контроль) Успехов Вам, уважаемые родители, и Вашим детям!
региональный консультант службы "Точка опоры" |