Версия сайта
для слабовидящих

Развиваем речь сказками

  пт., 16.09.2022

Дошкольный возраст - это время игр и беззаботности. Именно в этом периоде закладываются основы, которые способствуют развитию ребёнка. И как правило первое, на что все обращают внимание это речь.

С самого раннего возраста дети активно включаются в речевую активность, многие замечают, что совсем малыш ещё, а так «осознанно» агукает. По мере взросления дети обращают внимание на речь взрослого, стараясь её копировать. Но в обыденности наша речь монотонна и не выразительна. Краски, гармонию и целостность мира нам дают книги. Мы, взрослые всё реже читаем, любим посидеть в свободное время в телефоне, а чтоб наше чадо не мешало нам – даём ему телефон в руки.

Я не просто так затронула тему книг. Как часто вы читаете книги? А беседуете о добре и зле. Диагностика показала, что многие дети не знают персонажей сказок. Предлагаю ввести в режим чтение русских народных сказок.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Автор О.С. Ушакова предлагает определенную последовательность ознакомления младших дошкольников со сказкой:

 1. Рассказывание сказки и одновременное рассматривание иллюстраций. (Для ребёнка младшего возраста предпочтительно утрированное выразительное рассказывание, при котором голосом «рисуются» образы и картины происходящего).

 2. Показ настольного кукольного театра с одновременным рассказыванием.

 3.  Игра-инсценировка по сказке. (Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи).

4. Игра-драматизация по мотивам сказки.

Для усиления эмоционального воздействия, лучше сказки рассказывать, а не читать так же это способствует лучшему понимания основного смысла сказки.

Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Использование  народных сказок в работе с дошкольниками позволяет решить следующие задачи:

1. Развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения.

2. Обогащение словаря.

3. Развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на сказку.

4. Развитие представления об окружающем мире.

5. Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.

6. Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

Для развития речи следует применять следующие приемы и методы:

  1. Учить задавать вопросы так как, умение разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников (шуточные вопросы к героям сказки).
  2. Развивать способность к конструированию слов словосочетаний и предложений. Для этого вместе с детьми нужно:

- придумать несколько однокоренных слов (дом - домик, домовой);

- срифмовать два слова (кузнец - удалец);

- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т.д.

3.         Прибегать к  придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. («Рукавичка» -«Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери» и т.д.

Важным является воспитание чуткости к слову, посредством применения следующих приемов в работе со сказками: найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; сочинить длинное и в то же самое время смешное слов; разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значения.

Таким образом, русская народная сказка, является эффективным средством воздействия на развитие основных компонентов речи дошкольника. Добрые и поучительные, обязательно оставят у малыша впечатления и наполнят разнообразными чувствами и эмоциями, а речь дополнится красивыми словами и оборотами.

 

    Успехов Вам, уважаемые родители, и Вашим детям!


Информацию подготовила Воробьёва Е.В

региональный консультант службы "Точка опоры"

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: