Возрастные особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.ср., 05.10.2022Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего. Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми. В группе подготовлена папка с консультациями логопеда, где имеется информация об особенностях развития речи детей 5-6 лет. К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста: 1. Бедный словарный запас; 2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие: Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос, в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня); Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове. 3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении; 4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь; 5. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст). В детском саду уделяется большое внимание развитию речи, но без помощи родителей, без вашего тесного общения с ребенком, без вашего примера красивой, грамотной речи, нам не удастся справиться со всеми трудностями. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.
Речь — форма общения. Основные задачи речевого развития детей : - овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; -развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться). Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. На протяжении дошкольного возраста идет формирование: • - Формирование звуковой культуры речи. • -Обогащение словарного запаса. - Формирование грамматического строя речи. - Обучение рассказыванию, связной речи. -Развитие выразительности речи. Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. А связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Ведь 5-6 летний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Задачей нашего детского сада является развитие речи дошкольника. Поэтому мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени. В школе в первую очередь обращают внимание на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата и разнообразна речь ребенка. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Причиной этого является не хватка времени, усталость родителей, рабочий график, проведение определенного времени за компьютером, за телевизором и т. д. Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да? И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас? Я хочу Вам немного рассказать что Развитие речи в дошкольном возрасте, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые отражаются в постоянности процесса. У детей дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи. Правильным становится произношение звуков, более развернутыми фразы, точнее высказывания, мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки. Значительно увеличивается словарный запас ребенка, его количественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли. У детей складываются представления многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета. Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с интонацией (вопросительной, восклицательной, могут передать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям (радость, печаль, негодование и т. д.). Ребенок умеет изменять темп речи, четко произносить слова. Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным произношением, четко и ясно говорит, имеет словарный запас, строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказывать содержание сказки, какого-либо события. Развитая речь облегчает вхождение ребенка в новый коллектив, сближает с незнакомыми детьми. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Современно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку. Помощь ребенку можно оказать в том числе и в игровой форме. • В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью • Во - вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру) • И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. • Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное. • Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы: • Ты самый любимый! • Ты очень многое можешь! • Что бы мы без тебя делали! • Иди ко мне! • Я помогу тебе. • Я радуюсь твоим успехам • Расскажи мне, что с тобой • Продолжительность занятий – от 20 до 30 минут в день. • Не старайтесьускорить ход естественного развития ребенка. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте. • Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается. • Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша. • Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. Памятка для родителей по развитию речи детей • Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится. • Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными. • Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно. • Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать. • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа. • Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит. • Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь. • Обращайте внимание детейна звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух. • Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного. • Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном. • Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних. • Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. • Играйте с ребёнком в разные игры. Любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое что у вас есть! Успехов Вам, уважаемые родители, и Вашим детям!
региональный консультант службы "Точка опоры"
|