Версия сайта
для слабовидящих

Консультация для родителей: "Детские истерики"

  пт., 14.10.2022

 

  Как отличить каприз от истерики, как вести себя родителям с ребенком, который находится в состоянии истерики и ничего и никого не хочет слышать, как предотвратить такое поведение своих детей:

Что такое детская истерика?

Детские истерики — это сильные эмоциональные вспышки в ответ на неудовлетворенность. Наиболее распространенными причинами являются расстройство, усталость и голод.

Признаки истерики (истероидной реакции):

  • чрезмерное возбуждение;
  • множество движений, театральные позы;
  • эмоционально насыщенная, быстрая речь;
  • крики, рыдания.

  Детская истерика и каприз — это два разных понятия. Каприз (причуда, прихоть) — стремление ребенка добиться чего-то запретного и даже невозможного в данный момент. Каприз направлен на вас — тех, кто не дает ему желаемое. Истерика — это мощный эмоциональный выпад, направленный на выход тех или иных переживаний. Проявления те же, что при капризе, но истерика требует зрителей, и чем больше, тем лучше. Следовательно, если убрать ребенка от скопления людей, то велика вероятность купирования реакции.

Истерика — это состояние крайнего нервного возбуждения, приводящее к потере самообладания. Дети от 1 года до 5 лет чаще всего громко кричат, плачут, падают на пол и катаются по нему, размахивают руками и ногами, швыряют вещи и топают ногами. Иногда могут биться головой о стену, кусать себя и окружающих. Как правило, детские истерики длятся менее 15 минут.

Истерика может случиться где угодно: в магазине, на улице, в транспорте, дома. И каждый из нас хоть раз сталкивался или становился свидетелем таких эмоциональных проявлений у детей.

Что делать взрослым?

Первое, что нужно сделать взрослому, — понять, какой результат он хочет получить: немедленно прекратить «нежелательное» поведение или понять его причину и добиться эффекта в долгосрочной перспективе? Конечно, второй вариант наиболее желателен.

Задача родителей — научить ребенка осознавать свои эмоции, уметь с ними работать и контролировать, справляться с возникающими трудностями.

«Реагируя на истерику наказанием, равнодушием, отвлекая внимание ребенка, родитель не получит желаемого эффекта. Такое поведение взрослого приведет лишь к злости на себя и на ребенка. Важно осознавать, что ребенок делает это не специально, не желая вам зла, а потому, что пока не умеет выражать свои чувства по-другому», — говорит Елена Береговая.

Что делать, чтобы добиться долгосрочного эффекта?

Самое главное правило — истерику нужно переждать.

«Такое поведение ребенка — это процесс развития, возрастное проявление, а не ваша вина. У ребенка еще не выработана стратегия совладания со стрессом, поэтому в детской истерике нет ничего ужасного, и ваша задача в таком случае — спокойно переждать бурю, которая в любом случае сойдет на нет», — продолжает Елена Береговая.

Если ребенок начинает плакать, не отталкивайте его и не раздражайтесь, дайте ему понять, что вы рядом и готовы его выслушать. Лучше всего сделать это через невербальную коммуникацию: повернуться к нему, взять за руку, погладить по голове, опуститься на его уровень. Малыш должен понимать, что, если ему плохо, он может к вам подойти и найти защиту и понимание, а не осуждение.

После того как ребенок успокоится, поговорите с ним, поделитесь своим опытом. Постарайтесь понять причину такого поведения: может быть, малыша что-то расстроило, напугало или он просто сильно устал? Причины могут быть самые разные, но их выявление поможет вам найти индивидуальный подход к решению текущей ситуации. Проговорите эмоции ребенка вместе с ним: «Ты испугался, я тебя понимаю», «Ты расстроился, потому что я не разрешила тебе мороженое, представляю, как тебе обидно», «Ты грустишь, потому что я не купила тебе ту мягкую игрушку, которую ты хотел». Такая практика поможет крохе осознать свои эмоции и чувства, восстановить с вами контакт, вступив в диалог, и выйти из состояния истерики.

Способы предотвращения детских истерик

Мы узнали, что делать, если истерика все-таки случилась. Но как предотвратить такое поведение?

Для этого родителям необходимо придерживаться ряда правил.

Уделяйте внимание ребенку

Истерика может быть следствием недолюбленности и отсутствия регулярного проявления интереса родителя к жизни ребенка. Убедитесь, что вы качественно проводите время с малышом, откликаетесь на его потребность в любви и заботе.

«Проводить время вместе, обнимать, хвалить, говорить, как сильно любите, обсуждать эмоции и чувства — лучшая профилактика детских истерик», — делится Елена Береговая.

Соблюдайте режим дня малыша

Соблюдение распорядка дня, достаточное количество отдыха, прогулки на свежем воздухе помогают ребенку чувствовать себя в безопасности и, как следствие, лучше справляться со стрессом.

Подавайте пример своим поведением

Если ребенок будет видеть, как вы сами регулярно впадаете в истерику, — не ждите от него иного поведения. Спокойно реагируйте на стрессовые ситуации, выражайте свои эмоции конструктивно, без излишней эмоциональности.

Твердо придерживайтесь принятого решения

Если вы уже сказали «нет» малышу, а во время истерики «передумали», то такое поведение станет способом получить желаемое. Малыш должен осознавать, что истерика — это не способ манипуляции. Ваша настойчивость и уверенность в принятом решении помогут в дальнейшем избежать подобного поведения.

Информацию подготовила Дружкова Л.А. старший воспитатель филиала    МАУ ДО   "Сорокинский центр развития ребенка детский сад №1" -  "Пинигинский детский сад",  региональный консультант службы "Точка опоры"


 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: