Чувство ритма относится к врождённым свойствам человека и является одним из основных свойств живого организма. Ритмы присутствуют в биении сердца, дыхании, ходьбе. Ритмы можно чувствовать через тело, слышать, видеть.
Существует тесная взаимосвязь между чувствованием ритма и уровнем развития речевых и моторных функций. Таким образом, достаточно развитое чувство ритма создаёт основу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмической организации речедвигательного акта и, конечно, основу для дальнейшего овладения чтением и письмом.
Работа с ритмом требует сложной мозговой деятельности. Ребёнку необходимо произвести анализ, планирование, скоординировать движения, соблюдать последовательность, концентрировать внимание, оставаться включённым в процесс до самого конца.
Существует очень много различных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие чувства ритма, которые очень нравятся детям.
Например, взрослый отстукивает ритм при помощи инструментов и предметов с чётким отрывистым звуком: деревянных ложек, палочек, карандашей. А дети должны выполнять определённые движения в зависимости от ритма. Или отхлопывание ритма ладошками. Здесь работают слуховая, визуальная, тактильная системы мозга. Проговаривание стихотворных произведений и прозы с отхлопыванием, отстукиванием ритма.
Таким образом вырисовывается особая важность работы по развитию чувства ритма у детей.
***
Автор репортажа: Никонорова Татьяна Анатольевна, учитель-логопед
филиала МАУ ДО "Сорокинский центр развития ребёнка - детский сад № 1"-
"Сорокинский центр развития ребёнка - детский сад № 4"