Версия сайта
для слабовидящих

Развивашка с карандашами

  пн., 12.02.2024

УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Карандашом можно не только рисовать, но и играть с ним (самомассаж рук карандашом). С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны.
Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.

Помните, что, играя, вы помогаете руке ребенка окрепнуть, развиваете и совершенствуете его речь, а значит, заблаговременно и комплексно работаете над двумя важнейшими характеристиками, необходимыми для обучения в школе.


Упражнение 1. «Самомассаж ладоней».
Зажмите карандаш между ладонями. Пальцы выпрямлены и направлены вперед. Начните прокатывать карандаш вперед-назад, перемещая его вдоль мягкой части ладошек.

Обратите внимание, для игры лучше выбрать карандаш с граненой поверхностью: его легче удерживать, а грани значительно усиливают массажный эффект.

Вот какой послушный наш
Славный добрый карандаш.
Я его в руках качу: вперед, назад и как хочу!

Упражнение 2. «Самомассаж ладоней и пальцев».
Зажмите карандаш между ладонями. Поверните их так, чтобы ладонь левой руки была направлена вверх. Начните выполнять прокатывающие движения карандашом: вперед – назад. Старайтесь, чтобы карандаш «добегал» до кончиков пальцев. Поменяйте положение: теперь вверх направлена правая ладонь.

Карандаш бежит вперед,
А потом – наоборот.
Эй, ребята, не зевайте:
Карандашик не роняйте!

Поменяй-ка, друг, ладошку:
Потрудись еще немножко.
Карандаш бежит вперед,
А потом – наоборот.

Упражнение 3. «Самомассаж (поверхностный) кончиков пальцев».
Зажмите карандаш в правой руке, между подушечками большого и указательного пальцев. Кончик карандаша «смотрит» в пол. Сделайте несколько перетирающих движений: вперед-назад. Повторите упражнение, зажав карандаш между большим и средним, большим и безымянным пальцами, большим и мизинцем. Переложите карандаш в левую руку. Пальчики правой потяните, напрягая: раз и два («Потянулись. Потянулись!»).

Так, ладошки разбудили.
Ну а пальчики забыли?
Ходит в гости карандаш:
Каждый пальчик будит наш!
Здесь все пальчики проснулись:
Потянулись. Потянулись!

Выполните упражнение для левой руки.

Снова в гости мы идем.
Карандаш с собой зовем.
Ходит в гости карандаш:
Каждый пальчик будит наш!
И здесь все пальчики проснулись:
Потянулись. Потянулись!

Упражнение 4. «Самомассаж внешней стороны кистей рук».
Карандаш положите на стол горизонтально. Накройте его ладонью правой руки. Левой выполняйте поглаживающие движения: от запястья до кончиков пальцев.

Гладит ласково ладошка:
Ручка отдохнет немножко.

Поменяйте руку и повторите упражнение.

«Киса, киса», - как кота
Гладит ласково рука.
«Встряхните» руки (частые потрясывающие движения кистями):
Отдохнули и опять
Будем весело играть.

Упражнение 5. «“Молоток и гвоздик”: самомассаж подушечки большого пальца».
Зажмите карандаш в правой руке, удерживая его вертикально четырьмя пальцами. Кончиком большого пальца проталкивайте карандаш вниз. Выполните упражнение 5 раз.

Что если нам построить дом?
Пальчик будет молотком.
Гвоздем станет карандаш,
Он помощник верный наш.
Словно гвоздик забиваем:
Пальцем карандаш толкаем.

Повторите для левой руки:

И другой рукой скорей
Еще пять гвоздиков забей.

Поаплодируйте: ритмичные хлопки ладонями («Вот какой хороший дом…»). Поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест («…Всем найдется место в нем»).

Вот какой хороший дом.
Все найдется место в нем.

Упражнение 6. «“Крепкий дом”: самомассаж (глубокий) кончиков пальцев».
Карандаш в правой руке. Удерживайте его вертикально между четырьмя крепко сжатыми пальцами и большим. Сильно нажмите пальцами на карандаш, словно хотите сломать его. Расслабьтесь. Повторите пять раз.

Крепкий дом? Давай проверим
Прочны ли в доме стены, двери?

Выполните упражнение, переложив карандаш в левую руку.

Да, они прочны. Теперь
Крыльцо и крышу ты проверь.

Поаплодируйте: ритмичные хлопки ладонями («Дом надежный. Значит, ясно…»). Поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест («…Будет в доме безопасно»).

Дом надежный. Значит, ясно:
Будет в доме безопасно.

Упражнение 7. «“Лесенка”: динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Зажмите карандаш вертикально: его нижний конец должен оказаться между основанием большого пальца и ладонью. Перехватите карандаш сверху другой рукой. Выполняйте перехваты, меняя руки. Добравшись до верхнего края, переверните карандаш. Повторите упражнение.

Мы по лесенке зайдем
В наш красивый прочный дом.

Упражнение 8. «“Крючки”: динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Удерживайте карандаш в горизонтальном положении, зацепив указательными пальцами у концов. Попеременно открывая-закрывая пальцы-«крючки», передвигайте их к середине.

Куртку на крючок повесь.
Я всех прошу раздеться здесь.
Закройте за собою дверь.
И проходите в зал скорей.

Упражнение 9. «“Вытираем пыль”: динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Большим и указательным пальцами правой руки удерживайте карандаш за кончик параллельно полу. Щепотью из большого, указательного и среднего пальцев левой руки выполняйте скользящие движения по карандашу, словно натирая его: вперед- назад.

Сколько грязи! Сколько пыли!
В доме мы прибрать забыли?
Тряпку в руки мы возьмем,
Стекла, мебель, пол протрем.

Поменяйте руки.

Ну, друзья, еще чуть-чуть
И можно будет отдохнуть.
Поаплодируйте: ритмичные хлопки ладонями («Ах, какая красота!…»). Поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест («…Теперь в доме чистота»).
Ах, какая красота!
Теперь в доме чистота.

Упражнение 10. «“Флейта”: динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Удерживайте карандаш горизонтально пальцами обеих рук. Кончики пальцев левой руки направлены к вам, правой – в противоположную сторону. Последовательно поднимайте и опускайте пальцы, имитируя игру на флейте: указательные, средние, безымянные, мизинцы, - и обратно: мизинцы, безымянные, средние, указательные.

Садитесь, дети, чай попейте,
А я сыграю вам на флейте.
Кто хочет мне помочь играть?
Прошу за мною повторять.

Упражнение 11. «“Флажок”: динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Удерживайте карандаш вертикально: сначала четырьмя пальцами правой руки (большой отведен в сторону), потом большим пальцем и ладонью.

Для танцев нужен нам флажок.
Кто станцевать с флажком бы смог?

Поменяйте руки.

Ну что ж в сторонке вам стоять?
И вас попросим станцевать.

Упражнение 12. «“Принеси пирог”: динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Зажмите карандаш между большим и указательным пальцами правой руки. «Шагайте» по столу, удерживая карандаш.

Ну а теперь пирог несите,
Но только, чур, не уроните.

Поменяйте руки.

Мы выпьем чаю с пирогом.
Какой гостеприимный дом!

Упражнение 13. «“До-сви-да-нья”: динамическое упражнение с элементами самомассажа».
Поверните руки ладонями друг к другу. Удерживайте карандаш за концы основаниями больших пальцев. Подушечки пальцев правой руки последовательно касаются одноименных пальцев левой: указательные («До»), средние («сви»), безымянные («да»), мизинцы («нья»). Повторите 3 раза: «До-сви-да-нья!», «До-сви-да-нья!», «До-сви-да-нья!».

Увы, уже пора прощаться.
Нам с вами надо расставаться.
Вы выполнили все заданья.
Давайте скажем: «До-сви-да-нья!»

Опустите карандаш. Встряхните кисти, сделайте синхронный жест руками: «Пока-пока».

Информацию подготовила Воробьёва Елена Владиславовна

региональный консультант службы "Точка опоры"

 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Сорокинский центр развития ребенка
– детский сад №1»
627500, Россия, Тюменская область,
село Большое Сорокино, ул. Первомайская, д.7

телефон/факс: 8 (34550) 2-26-02
Эл. почта: sor_ds1@mail.ru
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: